4 тренда школы будущего. Каким должно быть среднее образование в России?

Чтобы соответствовать реальности, системе образования нужно трансформироваться. Какие тренды должны определять школу будущего?

Разрыв между школой и реальностью огромный. Выпускники российских школ умеют зубрить правила и мыслить шаблонно, но не знают, как решать нестандартные задачи, работать в команде, выдвигать и тестировать гипотезы. У них отсутствуют навыки, которые важны для современных специалистов, — soft skills, цифровая, финансовая грамотность.

Возможность выбирать школьные предметы

Если рассмотреть модели образования в зарубежных странах, то можно увидеть, что многие из них предоставляют детям свободу в выборе школьных предметов. Например, такая система работает в США: начиная со средней школы, у каждого класса есть несколько обязательных предметов, а остальные ученики выбирают сами.

У большинства российских школьников такой возможности нет даже в старших классах: дети изучают предметы из перечня, составленного Министерством образования. Однако опрос, проведенный в 2021 году среди российских старшеклассников, продемонстрировал, что 60% детей знают, в какой вуз хотят поступать. Это говорит о том, что большинство старшеклассников хорошо представляют свои интересы, способности, сильные стороны. И для таких детей лучший формат обучения — профориентация.

Углубленное изучение выбранных предметов поможет детям в самоопределении: они на практике смогут понять, то ли направление выбрали. Если опыт будет положительным, ребенок пойдет поступать в выбранный вуз, если отрицательным — у него будет время поменять направление.

В мегаполисах подобная система обучения постепенно появляется. Например, в феврале 2023 года в Москве стартует проект, в котором примет участие 400 городских школ. Проект заключается в гибких учебных планах: у каждого ученика выпускного класса будет свой набор предметов — тех, которые ему нужны для поступления в вуз.

Работа не по шаблону, а самостоятельное осмысление материала

В российских школах дети обучаются по шаблону. Главный в этом процессе не ученик, а учебник. Именно он определяет, какой материал школьник должен «вызубрить», «закрепить» и «сдать». У нас ценится умение работать по образцу, а не самостоятельное осмысление материала.

Характерный пример — алгоритм обучения детей написанию сочинений, который применяется во многих школах. Ученику дается таблица, состоящая из двух колонок. В первой колонке есть готовый шаблон сочинения — названия разделов, тезисы, параметры (количество предложений и слов), примеры, подсказки в виде заезженных фраз типа «я думаю, что» и «таким образом». Во второй колонке ребенок пишет «собственное» сочинение на основе шаблона.

Для чего нужен этот алгоритм — понятно. Чтоб сдали все. По шаблону написать сочинение гораздо проще. Но это приводит к тому, что дети не умеют самостоятельно думать и не развивают дивергентное мышление — спонтанное, творческое, нелинейное.

Во многих современных профессиях именно дивергентное мышление определяет успех. Оно необходимо бизнесменам, руководителям, продукт-менеджерам, разработчикам, дизайнерам, инженерам. Человек с развитым дивергентным мышлением способен обеспечить инновации, творчество и поэтому обладает конкурентными преимуществами.

Большое внимание развитию самостоятельности и нестандартного мышления уделяют в американских школах. Школьники в США не занимаются зубрежкой и не пересказывают параграфы. С начальных классов дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Каждая новая тема — новый проект, который может заключаться в создании презентации, видеоролика, экспоната для выставки, увлекательного рассказа.

Например, при изучении какого-нибудь исторического события учитель может попросить детей создать на эту тему видеоролики. Чтобы придумать, как обыграть историческое событие в видео, детям нужно собрать о нем факты и глубоко вникнуть в материал. И такой способ изучения истории оказывается очень эффективным.

Развитие soft skills

Исследование, проведенное среди российских учителей, показало, что 70% из них считают систему школьного образования устаревшей. По мнению учителей, в перечень школьных предметов нужно включить финансовую и цифровую грамотность, психологию, эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект относится к soft skills (мягким навыкам). Еще в начале прошлого века американские ученые доказали, что от мягких навыков зависит 85% достижений человека, а от hard skills (профессиональных компетенций) — лишь 15% успеха.

В российских школах, в отличие от американских, мягкие навыки не развивают. В итоге наши специалисты, которые часто обладают сильными профессиональными компетенциями, уступают в мягких навыках коллегам-иностранцам.

Неформальные отношения между школьниками и учителями

В российских школах дружеские отношения между учителями и учениками большая редкость. Более того, часто учителя пытаются повысить свой авторитет в детских глазах с помощью криков, принуждения и угроз. Все это приводит к возникновению у детей психологических проблем и нежелания учиться.

В американских школах между учителями и учениками устанавливаются неформальные и дружеские отношения. Во время перемены учитель может спокойно сидеть рядом с учеником на парте, жевать попкорн и обсуждать популярную компьютерную игру.

Американские преподаватели не боятся показаться смешными. Они с энтузиазмом принимают участие в школьных праздниках и вечеринках. Традиционное школьное мероприятие в США фестиваль «Неделя духа», во время которого все приходят в школу в креативных костюмах. Американский учитель может спокойно заявиться на урок в пижаме-кигуруми или костюме супергероя.

Кроме того, в американских школах к ученикам очень уважительное отношение. Это прослеживается даже в том, что оценку по контрольной преподаватель не оглашает на весь класс, а сообщает ученику наедине.

IT-курсы для любого возраста
С 6 лет, только очные занятия
Изучим основы программирования: операторы, списки и переменные. Все строчки кода уже написаны, но, чтобы получить результат, нужно скомбинировать их в блоки. Подходит для ребят, которые никогда не занимались программированием.
В конце курса ученик сможет создавать простые 2D игры, мультфильмы и анимированные открытки.
С 8 лет, очные и online занятия
Визуальное программирование в среде Minecraft.
Изучим основы программирования, создадим собственные моды и скрипты, а также сможем автоматизировать процессы и создавать интерактивные элементы внутри игрового мира. Подходит для ребят, которые никогда не увлекались программированием.
С 10 лет, очные и online занятия
Программирование «по-взрослому»: начнём с основ языка, анализа данных и простых программ. По окончании курса ребята научатся создавать простые 3D-игры, искусственный интеллект и сложные чат-боты.
С 10 лет, очные и online занятия
Углубленный курс программирования на Python. Подготовка к олимпиадам по информатике и спортивному программированию. Изучим сложные алгоритмические конструкции и методы решения задач. Курс развивает навыки анализа и оптимизации кода, что является неотъемлемой частью успешного участия в олимпиадах по программированию.
С 10 лет, очные и online занятия
Научим рисовать на графическом планшете, а также работать с графическими редакторами — Adobe Photoshop, SAI Paint Tool. Пройдем принципы композиции, цвета и типографики.
С 10 лет, очные и online занятия
Изучим основы html, css и JavaScript. Усвоим актуальные тренды веб-дизайна и научимся проектировать макеты сайтов в графическом редакторе Figma.
С 10 лет, очные и online занятия
Изучим основы трёхмерного digital-рисунка. Научимся рисовать персонажей и локации для игр и мультфильмов.
Не требует дополнительной подготовки.
С 10 лет, только индивидуальные занятия
Научимся программировать на языке C# и работать с визуальной средой. К концу курса каждый ученик сделает 3D игру по собственному проекту.
С 12 лет, только индивидуальные занятия
Научимся создавать приложения для iOS и Android. Освоим Java (для Android) и Swift (для iOS), а также познакомимся с принципами проектирования интерфейсов и пользовательского опыта. Познакомимся с основными аспектами монетизации и распространения мобильных приложений.
С 12 лет, только индивидуальные занятия
Компактное и практическое введение в разработку веб-приложений с использованием двух популярных фреймворков Flask и FastAPI. Изучим создание маршрутов, обработку запросов и создание API. Курс обеспечит быстрый старт в разработке веб-приложений на Python
C 15 лет, только индивидуальные занятия
Изучим основные концепции JavaScript, включая переменные, условия, циклы и функции, а также научимся работать с DOM и событиями для создания интерактивных веб-страниц. Курс предоставляет необходимые навыки и знания для разработки современных веб-приложений.
C 15 лет, только индивидуальные занятия
Изучим ключевые инструменты и методы для обработки, анализа и визуализации данных. Научимся работать с различными алгоритмами машинного обучения, чтобы применять их для решения разнообразных задач, таких как классификация, регрессия и кластеризация.
До 17 лет, очные и online занятия
Программирование «по-взрослому»: начнём с основ языка, анализа данных и простых программ. По окончании курса ребята научатся создавать простые 3D-игры, искусственный интеллект и сложные чат-боты.
C 15 лет, только индивидуальные занятия
Познакомимся с кибербезопасностью. Создадим сайт для фишинга, изучим устройство интернет-взаимодействия, азы администрирования ОС Linux и введение в HTML.
До 17 лет, очные и online занятия
Углубленный курс программирования на Python. Подготовка к олимпиадам по информатике и спортивному программированию. Изучим сложные алгоритмические конструкции и методы решения задач. Курс развивает навыки анализа и оптимизации кода, что является неотъемлемой частью успешного участия в олимпиадах по программированию.
До 17 лет, очные и online занятия
Изучим основы html, css и JavaScript. Усвоим актуальные тренды веб-дизайна и научимся проектировать макеты сайтов в графическом редакторе Figma.
До 17 лет, очные и online занятия
Изучим основы трёхмерного digital-рисунка. Научимся рисовать персонажей и локации для игр и мультфильмов.
Не требует дополнительной подготовки.
До 17 лет, только индивидуальные занятия
Научимся создавать приложения для iOS и Android. Освоим Java (для Android) и Swift (для iOS), а также познакомимся с принципами проектирования интерфейсов и пользовательского опыта. Познакомимся с основными аспектами монетизации и распространения мобильных приложений.
До 17 лет, только индивидуальные занятия
Компактное и практическое введение в разработку веб-приложений с использованием двух популярных фреймворков Flask и FastAPI. Изучим создание маршрутов, обработку запросов и создание API. Курс обеспечит быстрый старт в разработке веб-приложений на Python
В ходе курса освоим основные темы, включая алгоритмы, программирование, структуры данных и базы данных, а также изучим типичные задания, которые могут встретиться на экзамене.
Дизайн-портфолио для поступления
Курс для тех, кто планирует поступать в вузы на специальности, связанные с художественным творчеством: дизайн, живопись, декоративно-прикладное искусство и так далее. В рамках курса мы поможем создать сильное портфолио индивидуально для каждого ученика, а также подготовиться ко вступительным испытаниям при поступлении
Остался последний шаг — оставить заявку на вводное занятие

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных